© 2024 ООО “Офис Таймс”
Автор статьи: Екатерина Максимова
Рубрики: Предпроектная подготовка
– А зачем мне делать экономическую экспертизу?
– Чтобы понять, стоит ли вообще запускать проект!
Идеи нужно оценивать и взвешивать. Идея, которая прошла проверку на здравый смысл и ресурсные затраты, готова к воплощению. Как можно оценить практическую и финансовую составляющие хорошего замысла? Для этого и существует экономическая экспертиза. Что это такое и как проводят экспертизу в компании Office Times?
Гармонию проверяют алгеброй, а идею – экономической экспертизой
Экономическая экспертиза – это определение стоимости идеи, которую вы планируете реализовать. Проще говоря, в экспертизе представлен предварительный бюджет проекта. Обратите внимание: бюджет проекта и смета – это разные вещи. Смета рассчитывается только для одного из этапов проекта, а именно для стройки. Бюджет охватывает все этапы будущего проекта, в нем отражается комплекс затрат на реализацию проекта: арендные платежи, проектирование, стройка.
Примерное распределение затрат по этапам проекта
Экономическая экспертиза дает нам полную финансовую картину, показывает цену, которую нужно будет заплатить за проект. В процессе работы мы анализируем предстоящие расходы постатейно и подсчитываем стоимость каждого этапа и каждой задачи проекта. Из каких пунктов складывается структура экономической экспертизы?
Мы делаем оценку объектов как по текущей, так и по новой аренде, включая арендную плату за помещение, ежегодную индексацию, оплату парковки, коммунальных платежей, депозитов. То есть считаем все финансовые затраты, которые прописаны в договоре.
Если предполагается, что на новом месте стройка не завершится за время арендных каникул, тогда закладывается и удвоение аренды, то есть оплата и старого офиса, и нового. Такие случаи бывают, если офис оформляется в дизайне представительского класса и стройка предполагает использование специфических отделочных материалов. Сроки их поставки увеличивают общий срок строительного этапа.
Мы приводим типовые офисные решения к требованиям заказчика
Анализируя текущий проект нового офиса, мы понимаем, будут затраты на стройку или нет.
На этапе подбора помещения я иногда слышу, что оно сдается с ремонтом, полностью готово, поэтому необходимость в дизайн-проекте и строительных работах отпадает. В таких случаях мы показываем заказчику, как будет выглядеть офис, где располагаются отделы, где стоят столы и оргтехника, где находятся вспомогательные службы и помещения. Так заказчик может увидеть и оценить полную картину организации рабочего пространства.
После того, как показана полная картина будущего офиса, почти всегда возникают дополнительные вопросы. Например: «Где кабинет руководителя отдела?» или «А почему юристы сидят в общей комнате?». И это совершенно нормально. За 17 лет практики я ни разу не встречал идеального совпадения требований заказчика и предложений по аренде. У каждого арендатора свои требования к помещениям, представления о том, как должен выглядеть и функционировать офис.
Стандартные офисные решения требуют доработки под эти индивидуальные требования. То есть надо строить. Поэтому необходимость в проектировании с последующей реализацией возникает практически у каждого заказчика. И стоимость этих работ учитывается в экономической оценке.
Исходя из предварительного плана проектирования рассчитывается бюджет на стройку. Наша экономическая оценка этого процесса максимально приближена к реальности – мы берем не гипотетические цифры, а из актуальных смет.
Я обязательно отвожу в экономической экспертизе графу на непредвиденные расходы.
Какие-то аспекты стройки остаются скрытыми, их не увидишь, пока не начнешь работу на объекте. Я стараюсь, говоря профессиональным языком, «перезаложиться» по стоимости, учитывая возможность изменения требований проекта. Ведь реальность всегда отличается от идеального плана.
Например, в процессе строительства выясняется, что стена выработала свой ресурс. Ее нужно или ремонтировать, или менять. Стоимость замены составляет условно 10 тысяч рублей. Сверяемся со статьей непредвиденных расходов и видим, что в нее заложено 50 тысяч, так что запас прочности имеется. Мы спокойно делаем ремонт стены, оставаясь при этом в рамках бюджета.
К тому же в ходе работы над проектом часто возникают ситуации, когда заказчик хочет что-то дополнить: изменить отделочные материалы, докупить мебель, сделать рабочее пространство более функциональным. На эту разницу между планом и реальностью я и закладываю ресурсы, чтобы не возникла ситуация, которую хорошо описывает поговорка: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги».
Все затраты, которые несет заказчик, обратившись к нам, мы отражаем в управленческих затратах.
В документе с экономической экспертизой есть разделы, которые допускают вариативность заполнения. Это затраты на оборудование нового офиса, на переезд и связанные с ними действия: приобретение новой мебели, сетевого оборудования, систем наблюдения и безопасности, оргтехники, расходных материалов, затраты на смену юрлица и курьерские доставки, на изменение почтового адреса и налоговых реквизитов.
Заказчик может заполнить эти части самостоятельно или предоставить необходимую информацию нам. Если заказчик сообщает, что планирует закупать, например, мебель с нашей помощью, то мы запрашиваем у поставщиков коммерческие предложения и вносим стоимость в экспертизу.
Правильно выстроенная экономическая экспертиза дает полное представление о бюджете
Итогом нашей работы является сформированный бюджет проекта с учетом ключевых факторов влияния на него, с расчетом актуальных цен и реальных расходов по всем позициям.
Экономическую экспертизу обычно предваряет предпроектное консультирование. Этого комплекса достаточно для того, чтобы принять решение о целесообразности проекта, о его жизнеспособности и перспективах.
Идея, проверенная экономической экспертизой, становится реальным планом действий.
Бюджет проекта – это экономическая оценка идеи и реальности ее воплощения
Екатерина Максимова